Домой Общество Архитектор Маликов назвал пять ошибок в благоустройстве дворов: не сломать ребенку психику

Архитектор Маликов назвал пять ошибок в благоустройстве дворов: не сломать ребенку психику

68
0

Вырастая, ребенок впитывает в себя правила – и уже навязывает их своим детям Поделиться

Взрослые россияне нередко говорят, что мечтают иметь в своем дворе фонтан, перголу и wi-fi. Но если опросить детей, они не проявят особого интереса ни к фонтанам, ни даже к качелям. «Дети мыслят иначе. Дай ребенку лужу – и он будет счастлив», — утверждает архитектор Никита Маликов, выступающий за радикальное изменение подхода к обустройству дворов и, в частности, детских площадок.

Архитектор Маликов назвал пять ошибок в благоустройстве дворов: не сломать ребенку психику

Ошибка номер один, рассказывает эксперт, — загнать наше представление о городской среде в строгие рамки, в том числе используя ГОСТы и разного рода строительные нормы.

Зачем нужны детские площадки? «Они стали появляться только в ходе активного разрастания городов, — говорит Никита Маликов. — Суть детской площадки – сформировать шаблоны повеления для несформировавшегося ребенка с открытым эмоциональным интеллектом и творческим умом, привить маленькому человеку стандарты поведения в городской среде. Детей психологически «ломают», навязывая правила нахождения в определенном месте, потому что за его пределами он может упасть, испачкаться и еще как-то пострадать».

Вырастая, ребенок впитывает в себя эти правила – и вот он уже навязывает их своим детям.

Принято, что при строительстве домов на каждого жителя должно приходиться не меньше определенного количества метров на детской, спортивной, взрослой площадках. Самые строгие требования – к детским площадкам: минимум 0,7 метра на человека. Но нет норм, которые бы прописывали, что такое детская площадка. Можно поставить турник, посадить газон и даже вырастить маленькую березовую рощу – всё это будет считаться детской площадкой. Но нужны ли эти элементы детям? Чаще всего – нет.

Вторая ошибка – добиться в своем дворе «эффекта вау», чтобы можно было выкладывать красивые картинки в социальных сетях и хвастаться перед знакомыми, продолжает Никита Маликов. Но уже через несколько дней жители перестают обращать внимание на детскую площадку, изначально казавшуюся модной и стильной, а через пять лет благоустройство состарится, турникеты заржавеют, качели сломаются. И эти факторы раздражают людей почище, чем отсутствие площадок.

— Однажды мы с коллегами делали в столице так называемый проект-вовлечение: пригласили дольщиков и проектировали вместе с ним двор, — рассказывает архитектор.

Жильцов спрашивали, чего именно они хотят. Большинство взрослых не сговариваясь заявили, что хотят иметь батуты, «вертушки» и качели. Когда проектировщики спросили их, зачем, те объяснили: дескать, для наших детей. После этого проектировщики спросили самих детей – чего хотят они? Выяснилось, что в мечтах детей не было ни батутов, ни «вертушек», ни качелей.

Проектировщики снова вернулись к взрослым и попросили их аргументировать свое «хотение». После ряда наводящих вопросов многие жильцы ответили, что думали не столько о детях, сколько о себе. 45-50-летние мужчины признавались, что сами были бы не прочь время от времени прыгать на батуте. «Это очень важный момент, который упускают и российские архитекторы, и тем более чиновники, — говорит Никита Маликов. – А вот в Европе, например, уже несколько лет строят парки для взрослых, подразумевая, что в них могут ходить и дети».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Шпион под партой: потенциальных стрелков вычислит искусственный разум

Третья ошибка – обустраивать дворовые площадки дорогими аттракционами и тренажерами, которыми человек пользуется один-два раза, после чего теряет интерес.

Интересный эксперимент провели специалисты в Екатеринбурге. Жилой комплекс еще находился в стадии строительства, и дольщикам предложили «спроектировать» двор самостоятельно. В итоге будущие жильцы по максимуму выкатили набор элементов, которые должны присутствовать: песочница, домик, горка, качели, корт, «лазилка», пергола (открытая беседка с крышей из решетки на столбах), тренажер, стол, арт-объект, амфитеатр, фонтан, скейт-площадка, wi-fi. Застройщики выполнили все пожелания.

Через три года специалисты собрали этих же людей и спросили, какими объектами дворовой инфраструктуры они, их дети и внуки пользовались. Как выяснилось, жителям пригодились только песочница, качели и «лазилка». Получается, что 80% средств на обустройство было потрачено впустую.

— Ну ладно, когда сами жильцы хотят всего и сразу, — говорит архитектор. – Но ведь у нас и профессиональные маркетологи стремятся насытить дворы всем подряд. Причем не только в коммерческих жилых комплексах. Городское благоустройство делается по тому же принципу.

Четвертая ошибка: проектировщики создают площадки с высоты своего роста. Никто не пытается встать на корточки и посмотреть, как на самом деле воспринимают территорию дети.

— Вы когда-нибудь на четвереньках по своему двору ходили? Вы видели то, что видит ребенок? Поверьте, там совсем другое, дети воспринимают тот же самый двор совсем иначе — продолжает эксперт.

Но даже это не главное, потому что ошибка номер пять – создание детских площадок в принципе, утверждает Никита Маликов. Он подчеркивает, что лучший двор – тот, в котором нет ничего, кроме зелени, дорожек и освещения: «Поверьте, детям в таком дворе будет очень весело. И если поставить рядом типовую детскую площадку, ребенку будет веселее на озелененной территории, чем на детской площадке. Такие эксперименты тоже проводились. Единственное – можно делать огороженные символическим заборчиком детские площадки для малышей до трех лет, с мини-горочкой и песочницей».

Тем же, кто старше трех лет, не нужно создавать готовые решения, рекомендует эксперт. «Хотите испортить ребенку детство – закажите ему детскую площадку в виде кораблика или Кремля, некоторые застройщики делают такое, — рассказывает Никита Маликов. – Для ребенка самое главное – бегать, прыгать, играть в мяч, пытаться что-то изобрести. Поэтому создавайте пространства, где можно проявить фантазию. Только так маленький человек будет развиваться и социализироваться».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь