Итоги 10 лет реформ отечественного высшего образования
С какими показателями вступило вузовское хозяйство России в третье десятилетие XXI века? Во что обходятся российским семьям дипломы детей? Кто в нашей стране сейчас учит студентов, и что сталось с качеством отечественного высшего образования? Эти и другие результаты истекшего десятилетия беспрестанных реформ представило последнее исследование Высшей школы экономики, проведенное в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».
Первое, что бросается в глаза — разительное оскудение вузовских рядов, причем особенно сильно — частных. Если за десятилетие число госвузов снизилось почти на четверть (с 653 высших учебных заведений в 2010-11 учебном году до 495 в 2020-м), то частных — более чем наполовину (с 462 до 229). Впрочем, вузовским филиалам пришлось еще хуже. С 2010-11 учебного года их сеть уменьшилась на две трети. Причем, в наибольшей степени сокращение и тут коснулось частных вузов: их филиалов стало более, чем на три четверти меньше, чем 10 лет назад.
Официальным поводом для столь радикальных сокращений явилась «борьба за повышение качества российского высшего образования», а, говоря проще, избавление от слабых, а то и фейковых вузов, на самом деле промышлявших торговлей дипломами. По выводам исследования, эта цель, казалось бы, достигнута: «28 образовательных организаций высшего образования вошли в международный рейтинг QS World University Rankings, из них 17 – в топ-500. При этом практически все улучшили свои позиции по сравнению с предыдущим годом. В международном рейтинге Times Higher Education (THE) представлены 48 российских вузов, из них 7 – в топ-500. Три российских вуза – МГУ им. Ломоносова, МФТИ, НИУ ВШЭ – уже второй год подряд удерживают свои позиции в нем».
Однако, во-первых, очевидно, что отмеченных успехов достигли лишь несколько десятков самых брендовых российских вузов, то есть в лучшем случае одно из десяти высших учебных заведений, уцелевших в стране после сокращений. А, во-вторых, уменьшение количества вузов привело к значительному росту стоимости обучения, что тут же почувствовали потребители образовательных услуг.
Особые предпосылки для общего роста цен, как это ни парадоксально, создало едва ли не полное исчезновение сети частных вузов. В итоге сейчас, отмечается в исследовании, «стоимость обучения в государственных и муниципальных вузах существенно выше, чем в частных. В начале 2000-х годов ситуация была противоположной, но уже в 2005 году цены на обучение в государственных и муниципальных вузах поднялись на 6%, а начиная с 2015 года выросли в 1,3 раза. Рост по сравнению с 2000 годом в текущих ценах составил здесь 11 раз, а в постоянных ценах – почти 2 раза, тогда как в частных вузах – 7 и 1,3 раза соответственно. При этом до 2016 года (!) стоимость обучения в частных вузах в постоянных ценах была ниже уровня 2000 года».
Перекладыванию все больших расходов на высшее образование на плечи семей способствует также хроническое бюджетное недофинансирование этой сферы в нашей стране. В России, отмечается в исследовании, «доля расходов на высшее образование по отношению к ВВП составляет около 1%.
Мало того, что это существенно ниже, чем в США (2,6% ВВП), Великобритании (1,8%), Канаде (1,7%), Швеции (1,5%). Снижение произошло и по сравнению с нашими собственными показателями прошлых лет! Так, в 2010 году расходы на высшее образование в России составляли 1,4% ВВП, а в 2019 году уже 0,9% ВВП. Причем, падение в основном свершилось за счет свертывания бюджетных вливаний: с 0,8% ВВП в 2010-м до 0,5% в 2020-м.
В последнее время, правда, в Минобрнауки признали наличие этой проблемы и даже выбили из Минфина некоторые средства на поддержку вузов, которые еще можно спасти. Уже в июне начнется конкурсный отбор вузов для участия в программе «Приоритет-2030», которая, как подчеркивают в министерстве, станет «самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России». В ее рамках под программы развития не менее 100 вузов получат из госбюджета дополнительное финансирование в размере 0,5 млрд руб. Однако что из этого выйдет реально, покажет время.
СПРАВКА «МК». В 2019-20 учебном году общее число российских студентов составило 4,1 млн человек (в том числе в бакалавриате — 68,7%, специалитете — 18,4%, магистратуре — 12,9%) плюс еще 84,3 тыс. чел. в аспирантуре. Профессорско-преподавательский состав вузов составлял 227 тыс. чел. (доктора наук — 15,8%, кандидаты — 58,1%, PhD – 0,4%, более трети — бес степеней).
Наиболее востребованными оказались специальности, относящиеся к наукам об обществе (44% выпускников, из них 37% – в области экономики и управления и юриспруденции); инженерному делу, технологиям и техническим наукам (28%); образованию и педнаукам (10%).
Наличие диплома о высшем образовании в России положительно влияет на уровень заработной платы: у работников с высшим образованием она в среднем в 1,6 раза выше, чем у работников со средним профессиональным или общим образованием.