«В основном, граждане правомерно жалуются на сроки изготовления решений» Поделиться
В Москве в Государственном кремлевском дворце 29 ноября стартовал Х Всероссийский съезд судей. Вообще подобное мероприятие проходит раз в четыре года, но с учетом пандемии нынешний съезд откладывался (так что последний был аж шесть лет назад). Больше 800 судей со всех концов страны приехали в ГКД, чтобы услышать — что будет с Фемидой в России.
Волнует это не только судей, но и обычных граждан. Причем, после того, как для россиян стало невозможным обращаться в ЕСПЧ, возлагать надежды можно только на суды в собственной стране.
Доступность правосудия, скорость и главное справедливость — ждать ли всего этого? Обо всем этом обозреватель «МК» спросил в коридорах съезда председателя городского суда Санкт-Петербурга Алексея Лакова (назначен на должность 1 января 2018 года).
ИЗ ДОСЬЕ МК:
В 1719 году указом Петра I в Санкт-Петербурге учрежден гофгерихт (надворный суд) апелляционной и первой инстанции. Ленинградский городской суд в том вид, что сейчас существует, образован в декабре 1939 года.
На питерскую Фемиду, как на «законодателя стиля» в сфере права, всегда обращали особое внимание. В этом есть резон: именно в Санкт-Петербурге больше трех веков назад появился первый на Руси надворный суд – «прародитель» нынешней системы правосудия. В Северной столице с тех пор рассматривались самые громкие дела государственной важности. Включая процессы над мятежниками и террористами (напомню хотя бы про дело Веры Засулич, покушавшейся на жизнь петербургского градоначальника Трепова и оправданной присяжными).
Сегодня петербургские суды задают тон во всем, что можно назвать техническим прогрессом и открытостью. Чего только стоит тот факт, что именно в Питере провели первый судебные процессы, посетить которые мог любой желающий он-лайн (самым знаковым был над доцентом Соколовым, убившем и расчленившим аспирантку). У объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга самый популярный телеграмм с огромной аудиторией подписчиков (и сумасшедшей цитируемостью). Но и проблем у питерских судей хватает. Собственно, обо всем этом я думала, когда встретила Лакова.
– Алексей Вадимович, скажите, съезд это единственная возможность встретить в одном месте всех председателей российских судов или, может, вы периодически, как выражается молодежь, где-то «тусуетесь»? Вообще принято у судей общаться или люди в мантиях достаточно закрыты?
– Кроме съезда мы встречаемся на пленарных заседаниях Совета судей РФ, конференциях, семинарах, круглых столах, в том числе и по ВКС. Конечно же, в случае необходимости, можем созвониться для обсуждения имеющихся вопросов. Чтобы специально «потусоваться» не встречаемся. Времени нет.
– Что произошло с российским судами за шесть лет (с момента, когда был последний съезд)?
– Основное – это, конечно, создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Это предложение было озвучено на 9 съезде судей в 2016 году и успешно реализовано. Апелляционные и кассационные суды начали свою работу с октября 2019 года. И сейчас, спустя три года можно уверенно сказать, что они доказали свою востребованность и состоятельность.
Если смотреть в целом, то за последние сложные, скажем так, годы, судебная система доказала свою стабильность, уверенность и грамотность в принимаемых решениях, это говорит о том, что мы движемся в правильном направлении и готовы к развитию.
– Количество дел в вашем суде выросло за последнее время? Как изменилась структура и каких дел сейчас больше всего (по статистике)? Что можно сказать о состоянии преступности в вашем регионе по тем делам, что рассматривают суды?
– Количество дел, рассматриваемых судами Санкт-Петербурга, стабильно растет. За 2021 год мы рассмотрели 1 018 199 дел и материалов (899 004 дела и 119 195 материалов). За 9 месяцев 2022 года уже рассмотрено 1 052 415 дел и материалов. Структура дел у нас в регионе стабильна на протяжении последних пяти лет и существенно не меняется. Первая тройка, если говорить об уголовных делах, это кражи, незаконный оборот наркотических средств, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. В гражданских делах — иски о взыскании сумм по договорам займа, кредитным договорам, дела по спорам, возникающим из жилищного законодательства, защита прав потребителей и семейные споры.
– Правда, что преступления стали менее кровавыми, но при этом более изощренными сами преступники?
– Можно констатировать, что дела, например, по мошенничеству действительно становятся более изощренными. Преступники изобретают все новые и новые способы обмана граждан, в первую очередь с использованием информационных технологий.
– По вашим наблюдениям, часто на преступление человека толкает его безграмотность (не окончил даже среднюю школу), алкоголь или наркотики, и нищета?
– По статистике Санкт-Петербурга «средний» преступник – это мужчина в возрасте от 30 до 49 лет, не гражданин РФ, однако постоянно проживающий здесь, имеющий среднее общее образование. Кстати, лиц, совершивших преступление и имеющих лишь начальное образование, самое маленькое количество, за прошлый год – всего 729 человек из 8 513 осужденных. Все трудоспособные, но не имеющие постоянного источника дохода.
– Какое дело за последнее время больше всего привлекло внимание общественности? А какое вам самому запомнилось и чем?
– Люди в Санкт-Петербурге сейчас, видимо, нуждаются в позитиве. Если обратиться к данным пресс-службы, то наибольшее внимание общественности привлекло решение по гражданскому делу, где девушки спорили, скажем так, о способах продвижения одной из них по карьерной лестнице. Лично для меня – это гражданское дело о признании Блокады Ленинграда геноцидом. Значимость этого решения сложно переоценить, а комментарии излишни.
– Стало ли больше жалоб на судей и какого рода эти претензии?
– Больше не стало. Обоснованных жалоб мало, что не может меня как руководителя не радовать. В основном граждане правомерно жалуются на сроки изготовления решений. Такие нарушения связаны с огромной нагрузкой на судейское сообщество Санкт-Петербурга. Мы стараемся делать все возможное, а иногда и невозможное для разрешения этой проблемы, в том числе активно используем информационные технологии.
– Как вы представляете себе идеальный суд?
– Как Александр II. Скорый, правый, милостивый и равный для всех, но в специально построенных зданиях и с ноутбуками.
– Каким вам видится суд в России в ближайшем будущем?
– Определимся с этим по итогам Х Всероссийского съезда судей.