Могут ли поминания президента за литургией стать традицией Поделиться
Накануне 70-летнего юбилея президента России Владимира Путина патриарх Московский и всея Руси Кирилл своим циркуляром поручил Русской православной церкви два дня молиться за здравие главы государства, а также поминать его за литургией.
С богослужебной точки зрения процесс выглядит просто: несколько раз в ходе литургии происходит поминание «Богохранимой страны нашей Российской, властей и воинства ея», за которые возносятся молитвы.
7 и 8 октября 2022 года к этому добавляется следующий текст, утвержденный патриархом Кириллом:
«Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о Главе Государства Российского Владимире Владимировиче, и о еже подати ему богатыя милости и щедроты Твоя, даровати ему здравие и долгоденствие, и от всех сопротивлений видимых и невидимых врагов избавити, в мудрости и крепости духовней утвердити, рцем вси, Господи, услыши и помилуй».
Несколько московских священников, опрошенных «МК», не согласились публично рассуждать о богословском смысле и возможных перспективах такого поминания. При этом они подтвердили, что такая молитва возносится оба дня. Возглашает этот текст, как и остальные поминания, не священник, а дьякон.
Между тем, стало известно, что поминание не происходило в некоторых (немногочисленных) московских приходах. «В циркулярах есть призыв, поручение — то есть рекомендация, а не приказ, канонических препятствий к тому, чтобы не поминать президента, тоже не существует», — рассказали «МК» в одном из храмов центра Москвы, где настоятель принял решение отказаться от поминания главы государства.
С точки зрения священного Предания вполне каноничным выглядело бы поминовение единственного рода светских властей: коронованного и помазанного монарха. Именно поэтому в 1917 году, когда Россия перестала быть монархией, для Русской православной церкви возникла серьезнейшая проблема. Нужен был «демократический», отражающий новую обстановку, текст поминовения.
Этот промежуточный вариант, одобренный Поместным Собором, можно услышать на записи Великой ектении П. Чеснокова в исполнении Ф. И. Шаляпина: о царе, разумеется, не молились, зато поминали «Вселенских патриархов» (это было еще до возобновления патриаршества в России), а далее как раз «Богохранимую державу нашу» и молились уже «о спасении ея».
Тем не менее, поминовение главы государства осталось нормой (этой традиции более 1500 лет), утверждает иерей Роман Зеленский, который применяет на литургии именно Царский служебник, вместо имени монарха возглашая «его же имя Ты, Господи, веси).
— В апостольские времена имелись молитвы даже о здравии языческих императоров, которые в большинстве своем гнали православных христиан, — отмечает о. Роман. — А если молились о здравии гонителей, тем более надлежит свято молиться о Православных Государях, которые являются защитниками всякого благочестия и чистоты. Господь наш Иисус Христос ясно говорит, что надлежит воздавать Кесарю Кесарево, то есть, надлежит уважать Царскую Власть, так как она дается Самим Богом.
Вот как звучало поминание государя (который с петровских времен являлся еще и главой Русской православной церкви):
«О Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче всея России: и о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне, Императрице Александре Феодоровне: о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, Господу помолимся».
С канонической точки зрения из нынешнего двухдневного поминания практически ничего не должно следовать, полагают опрошенные «МК» священнослужители. Примерно на этих же правах с середины 2010-х годов в церквях за литургией читалась молитва о воцарении мира на Украине, которая в марте этого года была обновлена с учетом нынешних трагических обстоятельств.
Иное дело — если поминание президента за литургией стало бы постоянным. В этом случае помазанным царем Владимир Путин все равно не стал бы (без соответствующего таинства), а вот среди священства вполне могли бы выделиться недовольные новым обычаем.
За разъяснениями мы также обратились к Вахтангу Кипшидзе, заместителю председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
— Его Святейшество благословил молиться за Владимира Путина в течение двух дней — в день рождения и на следующий, в день памяти Сергея Радонежского, благословившего Димитрия Донского на Куликовскую битву, «особым прошением», которое присоединяется к обычным богослужениям по просьбе прихожан в любых ситуациях, в том числе и чрезвычайных. Что это означает? Это какая-то обычная практика?
— Да, это практика устоявшаяся у православных. И все они молятся за власти во всех странах, где несут своё Служение. Это является интерпретацией Евангельского учения о божественной природе государственной власти.
— А как должны простые верующие молиться? Это предложение или обязанность? Что нужно сделать? Свечку поставить? Молебен заказать?
— Каждый молится так, как считает нужным, используя, естественно, Молитвослов. Заставить молиться невозможно. Это дело совести каждого человека. Есть старая пословица «невольник не богомольник», поэтому каждый в конечном счете понимает это решение и делает этот выбор для себя сам, от своего сердца.