Содержание
Политическая оппозиция на Гаити смогла объединиться против президента Жовенеля Моиза. Как сообщает гаитянское агентство Juno7, 1 февраля коалиция оппозиционных партий договорилась о создании Национальной комиссии по осуществлению передачи власти — то есть о плане государственного переворота на случай, если глава государства не сложит полномочия в воскресенье, 7 февраля.
Однако президент Моиз не собирается отступать — в его планах оставаться у власти еще год и изменить Конституцию Гаити. Он суров к оппозиции, его врагов якобы случайно убивают в сотнях метров от его дома, на его стороне — Соединенные Штаты Америки и Организация Объединенных Наций.
О том, как передовой банановый промышленник превратился в единоличную власть в стране, разрушенной ураганом — читайте в статье международной редакции Федерального агентства новостей.
Народ против президента Моиза
31 января оппозиция Гаити объявила о начале массовой забастовки и протестов с требованием отставку президента.
Mass mobilization and strikes will take place in #Haiti beginning Jan 31, to force the criminal, puppet president to step down on Feb 7, as the constitution demands. pic.twitter.com/13KQaAf6xq
— Madame Boukman — Justice 4 Haiti 🇭🇹 (@madanboukman) January 29, 2021
Одной «последней каплей», которая спровоцировала протесты, стал указ главы государства, которым граффити и плакаты были приравнены к терроризму. Так гаитянские власти борются с настенной пропагандой политических оппонентов.
Протесты на Гаити не стихают по крайней мере с октября 2019 года. С приближением февраля 2021 года они становились все более ожесточенными. В ходе серии народных выступлений в январе произошли стычки с полицией, обитатели Порт-о-Пренса приходили на митинг к стенам посольства США, дороги блокировали горящими шинами, применялся слезоточивый газ, в полицию летели камни.
По версии оппозиции, Жовенель Моиз должен уйти в отставку 7 февраля — спустя пять лет после того как ушел экс-президент Мишель Мартелли. Однако президент не согласен — официально он занял свой пост в 2017 году, и намерен управлять страной до 7 февраля 2022 года, пишет El Deber.
Особое беспокойство оппозиции вызывают его планы провести конституционный референдум в апреле. Прежде всего, действующая конституция страны официально запрещает менять основной закон государства путем референдума — однако президента Моиза это не останавливает.
Он правит страной без парламента и каких-либо иных сдерживающих факторов. При этом его действия поддерживают ООН, Организация американских государств и Соединенные Штаты — Госдепартамент выпустил официальное заявление в поддержку «усилий, предпринимаемых Моизом для стабилизации обстановки».
Национальная полиция Гаити объявила мобилизацию и ввела комендантский час. Как пишет Notimerica, режим повышенной боевой готовности был объявлен до 15 февраля. Генерал-директор Леон Шарль объяснил это «многочисленными призывами к гражданскому неповиновению». Отмечается, что в ходе своих операций полиция не дает протестующим блокировать пути к международному аэропорту имени Туссен-Лувертюра в Порт-о-Пренсе.
Президент Моиз не церемонится с оппозицией: 21 января был на короткое время арестован экс-сенатор от оппозиции Ненель Касси, который приехал в город Мирагоан, чтобы добиться освобождения схваченных политических активистов. Им предъявили обвинения в «многочисленных грубых правонарушениях», однако впоследствии отпустили. Как оказалось, арестовать оппозиционера приказал лично глава государства.
Кто против Моиза
1 февраля против президента Моиза смогли объединиться многочисленные партии, которые ведут депутаты и сенаторы из распущенного парламента.
Пакт против президента заключили бывший кандидат в президенты Жюд Селестин, лидер партии «Альтернативная лига прогресса и освобождения Гаити» (LAPEH), получивший инженерное образование в Швейцарии; бывший министр по делам женщин Марджори Мишель, которая когда-то занималась «развитием гендерного равенства» в Гаити и была политическим представителем канадского депутата; экс-сенатор Ришар Пьер, который и раньше активно препятствовал решениям правительства — так, в 2019 году он и трое других оппозиционных сенаторов разнесли на куски комнату для совещаний, чтобы не подписывать назначение премьер-министра Жан-Мишеля Лапина.
Другой лидер протестов — бывший сенатор от Северного департамента Жан-Шарль Моиз, однофамилец президента и лидер политической партии «Дитя Дессалина», названной в честь основателя независимого гаитянского государства. Он тоже был кандидатом на президентских выборах 2015 года — выборах, которые обернулись катастрофой и с которых началась череда событий, которые довели ситуацию на Гаити до критической.
В протестах принимает участие и старая гаитянская партия Fanmi Lavalas («Семья переживших наводнение»). Ее представитель Шиллер Луидор призывал полностью блокировать столицу Гаити баррикадами, чтобы парализовать жизнь в городе и вынудить правительство уйти в отставку.
Оппозиция, состоящая из бывших парламентариев, сторонников левых идеологий и гражданских активистов, настроена очень решительно.
Президент без парламента
Однако на данный момент звания сенаторов и депутатов ничего не значат — с точки зрения президента Моиза, срок действия прошлого созыва парламента истек в январе 2020 года, а новый так и не был избран. Тогда он не скрывал своей радости.
Solèy ki te konn boule jaden plantè yo, jodi a m sèvi ak li pou ponpe dlo pou al mouye tè yo. Menm jan ak plizyè lòt kote nan depatman Nòdès la, jodi a sistèm ponpaj solè Limonad la inogire. Se Sam te pwomèt, se sa m fè. #tirèslapoupèpla #Ayiti pic.twitter.com/swOKq3ePuw
— Président Jovenel Moïse (@moisejovenel) January 30, 2021
Новости из Гаити говорят о том, что «человек-банан» превратился в настоящего диктатора.
Уже год президент Моиз правит страной без законодательной власти. Его поддерживает правящая партия Tèt Kale («Бритоголовые», PHTK), которая удерживала четверть кресел в палате депутатов и пятую часть мест в Сенате. Эта партия широко известна в квартале Маленькое Гаити в американском Майами. Оппозиционные СМИ, такие как Haiti Sentinel, обвиняют членов этой партии в повальной коррупции. Чтобы остаться у власти, они опираются на силовиков и неофициальное ополчение.
Minors in #Haiti at Kaliko Beach Hotel in 2017. They were being trafficked by a group of Americans and Canadians, to be sold into sex slavery for a few hundred each. This will become the norm once the new penal code takes effect. This is the "development" the colonizer wants. pic.twitter.com/Q4h8ugKf5c
— Madame Boukman — Justice 4 Haiti 🇭🇹 (@madanboukman) December 21, 2020
Но особый гнев в Гаити вызвало снижение возраста сексуального согласия до 15 лет — в стране, где изнасилование было признано преступлением только особым министерским декретом в 2005 году и которая стала крупным центром для торговцев «живым товаром».
U.S. Ambassador to #Haiti held a private meeting this evening with de facto Prime Minister Joseph Jouthe.
If the imperialists realize they are unable to keep their puppet president in power, they will do everything to co-opt the transition process like they always do.
— Madame Boukman — Justice 4 Haiti 🇭🇹 (@madanboukman) February 3, 2021
Из-за внутренних политических кризисов и череды природных катастроф Гаити может попасть под внешнее управление — фактически стать колонией США. Власти страны уверены, что это только к лучшему — деньги, технологии, успех могут прийти в страну только из Штатов. Однако население и недружественная к США оппозиция готовятся дорого продать свою независимость — пусть даже посреди разоренной ураганами и коррупцией стране.