«В селе все готово для Армагеддона» Поделиться
На Украине вновь осаждают пункты выдачи биометрических загранпаспортов, дающих право беспрепятственно перемещаться в Европу. Всплеск «выездных настроений» спровоцировало недавнее интервью вице-премьер-министра Ирины Верещук во время национального телемарафона. Госчиновница призвала ранее покинувших родину украинцев не возвращаться домой, то есть по возможности зимовать на чужбине. Чтобы дома не замерзнуть.
Поняв, что сболтнула лишнее, Верещук пустилась в «патриотические рассуждения». Дескать, она не против «большого весеннего переселения» на Харьковщину, Херсонщину и другие «освобожденные территории», которые надлежит побыстрей заново осваивать и облагораживать. Однако сейчас в интересах Украины её гражданам всё же безопаснее «пересидеть» до мая подальше от родных мест. Зима-де ожидается крайне непростая, украинские электросети вследствие ракетных атак могут не выдержать нагрузок. Проще говоря, чем меньше в стране граждан, тем выше её шансы «выкарабкаться». Народ учуял в словах соратницы президента Владимира Зеленского ещё и намёк на новые атаки на гражданскую инфраструктуру. За границу потянулись даже те, кто еще вчера клятвенно обещали остаться дома при любых «военных раскладах». Корреспондент «МК» попытался собрать краткие планы тех из земляков, кто всё же нашел в себе запас жизненных сил и не «ныряет» в теперешнюю волну вынужденной эмиграции.
«Первые 6 лет своей жизни я провела на хуторе, в котором не было электроэнергии, — призналась в популярной соцсети руководитель крупной украинской правозащитной организации Татьяна Печончик. – Еду готовили в печи, воду набирали из колодца, обогревались грубкой (распространенная модель украинской печки – авт.), а уроки я делала при свете керосинной лампы. Это был особый вид выживания… и особый вид издевательства. Ведь хутор был в 500 метрах от села и в каких-то 20 км от Ровенской атомной электростанции. Но тогдашние советские чиновники не сочли необходимым поставить пару столбов и протянуть провода, чтобы был свет в доме моей бабушки, — вдовы, чей муж был контужен и умер вскоре после войны… Тот хутор стоит по сей день. Уже с энергоснабжением и с новыми властями. Думаю, паники и отчаяния у его жителей нет. Как и у других украинцев. Даже после прицельного уничтожения энергетической инфраструктуры мои соотечественники морально готовы провести зиму без света и тепла».
Киевлян и жителей городов столичной области, согласно моим наблюдениям, перспектива вступить в зиму с разбалансированной системой обогрева жилья и без привычно стабильной подачи электроэнергии почему-то не пугает. Скорее всего, надеются на персональный бензиновый электрогенератор – вещь безусловно полезную в хозяйстве, спасшую от бытовых невзгод не одну крымскую семью в период полного отключения энергосистемы полуострова от украинских электросетей.
В середине 90-х годов покупку японского электрогенератора (а других в наши края и не завозили) могли себе позволить совсем немногие состоятельные украинцы. А еще генераторы покупали те из украинцев, которые имели стабильный заработок в России. Одна украинская гривна в упоминаемые мной достославные времена равнялась одной немецкой марке и 1, 76 американского доллара.
Сегодня та же гривна основательно просела и соответствует 0, 027 доллара США. Выручают «китайские товарищи»: они научились изготавливать эконом-вариант бензиновых генераторов всего за 12060 гривен (20 312 российских рублей). Кто побогаче, может купить немецкий генератор за 24900 гривен (41938 руб.) или портативную электростанцию из Голландии за 24 777 гривен (41731 руб.). Любое из названных изделий – в три и более раза мощнее, нежели мощность, которую обеспечивает рядовым частным потребителям обычная украинская электростанция.
В расчете на всё тех же состоятельных граждан Украины в Виннице вот-вот запустят производство балконных солнечных электростанций, мощность каждой 1, 1 кВт/час. Изготовители уверяют: этого вполне достаточно для стабильной работы газового котла, холодильника, освещения в нескольких комнатах и зарядки гаджетов. Солнечные панели устанавливаются либо за балконным окном, либо на стене, либо на крыше многоэтажки. Производитель гарантирует от 7 до 10 тысяч циклов заряда-разряда. То есть базовая станция способна работать при ежедневном использовании 20-25 лет. Стоимость станции вместе с солнечными модулями – примерно $4 тысячи.
Ну а как прикажете зимовать обычному украинскому гражданину, не имеющему внушительного счёта? Автор этих строк не поленился выписать выжимки из многочисленных рекомендаций, которыми ныне заполнен украиноязычный сегмент социальных сетей. Вот как выглядят некоторые из них:
«Дрова, туристическая печь с кучей баллонов. Сделал запас еды и закруток на несколько лет, фонари, батарейки и еще сотня всяких мелочей».
«Масляный электрический обогреватель, газовый баллон, инфракрасная газовая горелка, настольная газовая печь, настольная электрическая печь, 4 пачки сухого горючего, инверторный генератор плюс газовая горелка туристическая на баллонах, скотч для окон».
«Запас еды: крупы, мука, консервы, заморозка, варенье, вода. Купили кое-что, а остальное шью из теплой одежды сама. Теплая обувь для дома. Свечки, фонарики, павербанки, туристическая газовая плитка и баллоны. Есть теплые одеяла, пледы, два электрообогревателя. Заказали еще фонарь на солнечной батарее».
«Ничего. Дрова купил, буду у камина греться. А еще надо будет купить побольше водки и коньяка. Последнее – для того чтобы возле камина лорда корчить».
«Посадили много овощей и завели всякую живность (и того, и другого в последние годы почти не делали). Нафигачили закруток, наверное, года на 3 вперед. Мука, подсолнечное масло, дрова, бензин. Установил двухконтурный твёрдотопливный котёл, старым дровяным лет десять, наверное, не пользовались. Хатка у нас крохотная, поэтому дров много не надо. Пока обходимся ресурсами сада. Конечно, солнечные батареи и утепление стен не помешали бы, — но денег на это нет…».
«Купили спальные мешки, понемногу запасаемся харчами».
«Генератор, дрова, встроенный в топливную систему твёрдотопливный котёл к газовому в придачу».
«Моя бабушка связала себе четыре новых пары толстых носков и помирилась со своей кошкой, чтобы они могли дружно жить вместе и греть друг дружку».
«Приехала к родителям в частный дом, оборудованный всем для холодной зимы».
«Бензиновый генератор 3-киловаттный, дрова к твердотопливному котлу и камину, бак для запаса воды, керосин к керосиновой лампе, лампы аккумуляторные».
«Электрогенератор, запас дров, еды, консервов, мука, сахар, дрожжи, лампочки светодиодные, топор, молоток, гвозди. Примус газовый с пятью баллонами газовыми емкостью по 30 литров каждый, — этого достаточно!».
«Заготовили дрова, продукты, не требующие термической обработки; кстати, наличие хотя бы одного термоса уже помогает уменьшить расходование электричества. Павербанки, запас воды. Сделали внешнее утепление дома».
«Купил буржуйку, дрова, генератор на 2 кВт, 50 литров бензина к нему. Сейчас ремонтирую старую русскую печь с лежанкой и плитой на дровах, которую собирался ломать».
«Поменяла крышу на доме, установила котельную с твёрдотопливным котлом, запаслась дровами, пробурила скважину, купила генератор и бочку бензина. Продуктами забила кладовку. Оборудовала подвал для жизни. Едва не сдохла, пока всё это делали!..».
«В селе всё готово для Армагеддона!».
«Подыскал себе женщину с усадьбой в селе. Там у нее печь (и не одна), колодец, погреб с едой, всякие животные, пригодные к употреблению, баня и всякое разное хозяйство».
«Вычистила гараж и погреб от хлама. Заготовила консервацию. Но вот зарядную станцию не купила, очень дорогая».
«Купила литую ёлку, ещё надо о фонариках позаботиться. Поставлю на балконе, чтобы у людей становилось на душе теплей».