Учителя жалуются на привычку школьников к обману Поделиться
Школьники все чаще стали врать — этот факт в последнее время констатируют многие учителя. Причем речь идет не о детских фантазиях, не преследующих никаких конкретных целей, а о вполне целенаправленной лжи — дабы оправдать причины опоздания, невыученного задания, скрыть прогул и пр. Педагоги рассказывают, что ученики в этом плане стали невероятно изобретательны и нисколько не смущаются, когда их ловят на обмане.
Почему вранье перестало вызывать смущение и стыд у детей и подростков, нам рассказали специалисты.
В городе Артем Приморского края 10-летняя школьница рассказала маме, что ее пытался похитить на улице незнакомый мужчина. Перепуганная мать заявила о происшествии в полицию, однако, когда сотрудники опросили девочку и изучили видеосъемку с предполагаемого места похищения, выяснилось, что ничего подобного не было. Дочь призналась в обмане и объяснила, что прибегла к нему, чтобы ее не ругали за опоздание в школу.
Этот случай вызвал в учительских чатах бурное обсуждение. Преподаватели наперебой стали вспоминать похожие истории из своей практики и пришли к совместному выводу, что в последнее время их стало гораздо больше.
– Один из моих пятиклассников, причем очень хороший ученик, заявил, что не смог сделать домашнее задание из-за того, что ему вчера пришлось вести в поликлинику младшую сестру, у которой заболел живот, – сообщает учительница из Москвы. – Когда я спросила его, как же родители доверили ему, 11-летнему, самому вести ребенка к врачу, он задумался, а потом сказал, что мама пошла с ними. На вопрос, зачем же тогда нужен был он, почему не остался дома делать уроки, мальчик ответил, что в трудный момент надо быть рядом с близкими. Я уж было озадачилась: вдруг и правда он такой чувствительный? – но тут увидела, что парень смеется: мол, эх, не проканало… Я сказала, что врать нехорошо, он не спорил, но и ничуть не смутился, только улыбался.
– А мне восьмиклассница недавно рассказывала, что застряла в лифте и сидела в нем часа четыре, пока ее не вызволили, – рассказывает другая учительница. – Поэтому не смогла прийти на занятия. В красках все описала, как ей было страшно… Вот только она не учла, что в том же подъезде живет другая наша ученица, от которой я узнала, что никаких проблем с лифтом в тот день не было. Интересно, что, будучи пойманной на обмане, девочка тоже не проявила признаков ни малейшего стыда.
Из чата выяснилось, что дети опаздывают на занятия из-за того, что якобы обнаруживают на улице бесхозных собак и кошек, заблудившихся детей, стариков, которые не могут найти нужного магазина, не говоря уже о собственных бесконечных проблемах со здоровьем.
– У одного голова закружилась, у другого спина заболела, третий захромал внезапно – и попробуй заподозрить в симуляции! – вносит свою лепту учитель математики из Смоленска. – Сразу и мнимый больной, и весь класс начинает возмущаться черствостью учителя. А если назавтра расскажешь, что после занятий видел «больного» весело тусующегося с друзьями в торговом центре, все так же дружно начинают ржать…
Больше всего педагогов удивляет не само участившееся вранье, а отсутствие смущения при его разоблачении. И настаивают, что раньше такого не было: если ребенок был пойман на вранье, ему было очень стыдно, и он всячески просил никому не рассказывать об этом поступке. Теперь же, судя по всему, обмануть или хотя бы попытаться обмануть родителей или учителей считается чуть ли не доблестью.
«Думаю, причина в том, что говорить правду действительно в последнее время стало не принято, – комментирует психолог Елена Мошкова. – Дети часто слышат о том, что не следует высказывать то, что думаешь на самом деле, что излишняя откровенность может выйти боком. Родители все чаще призывают детей не сообщать никому, например, о новых семейных приобретениях или путешествиях (чтоб не вызывать зависть), не пересказывать какие-то домашние разговоры. Все дети очень чувствительны к фальши, но некоторых она коробит, и они стараются противиться ей, другие же с ней охотно соглашаются, впитывают как губка. Они слышат о том, как один знакомый добился успеха благодаря тому, что говорил не то, что думал, как другой мило общается со своими друзьями, а за глаза отзывается о них крайне негативно… Поэтому не следует удивляться, что ложь перестает восприниматься нашими детьми как один из пороков. Конечно, во все времена бывало такое, что ребята прибегали к вранью, чтобы избежать наказания или защитить товарища, но лишь сейчас они начали чувствовать, что ничего плохого в этом нет».