Не обошлось без высокопоставленных чинов из КНБ Поделиться
Громкое дело, потрясшее Казахстан в 2012 году, – о расстреле пограничной заставы «Арканкерген», на которой было убито 14 пограничников и егерь, возможно пересмотрят. Обвиненный в этом побоище пограничник срочной службы Владислав Челах, осужденный на пожизненный срок, обратился к президенту Токаеву с просьбой наказать истинных виновных расстрела. Он пообещал рассказать следствию все, что ему известно. И уже назвал некоторые фамилии.
На фото: Владислав Челах принимает присягу.
Сюжет произошедшего 10 лет назад на отдаленной заставе «Арканкерген» в Алма-Атинской области, возможно, когда-нибудь ляжет в основу триллера. 28 мая погранпункт в горах перестал выходить на связь. Прибывший 30 мая для выяснения обстоятельств дежурный дозор обнаружил на месте страшную картину: в сожженной казарме на кроватях с простреленными головами лежали 13 обгоревших тел, тело часового было обнаружено на берегу реки, а неподалеку в доме охотоведа был обнаружен труп егеря, убитого так же выстрелом в голову. Через несколько дней к заставе вышел единственный выживший — 19 летний пограничник Владислав Челах, который рассказал, что на заставу было совершено нападение, а ему удалось бежать, поскольку он был не в казарме, а в дозоре. Первоначально о версии нападения заявил и президент Нурсултан Назарбаев, сообщивший о теракте.
Но уже через пару дней все изменилось. Единственным обвиняемым стал именно срочник Челах. Вышедший на свидание с матерью с плохо замаскированными синяками по всему лицу Владислав успел шепнуть ей, что никого не убивал. Следователи же утверждали, что он во всем признался. А причиной массового расстрела якобы стали неуставные отношения, хотя родным все шесть месяцев службы Челах рассказывал о дружеской атмосфере в отряде и никогда ни на что не жаловался. Журналистов же интересовал вопрос: каким образом один срочник смог уложить выстрелами в голову 13 сослуживцев и не один не дернулся и не открыл ответный огонь.
Но поскольку следствие стало фактически безальтернативным, и другие версии уже не рассматривались, в народе заговорили, что что-то там совсем «нечисто». И в кошмарной трагедии, вполне возможно, задействованы высокие чиновники или силовики, устроившие внутриведомственные разборки. Шла речь и о высокопоставленных браконьерах. Тем более что одной из жертв был егерь, который не имел никакого отношения к якобы «неуставной ситуации». В виновность молодого пограничника не верили даже родственники его погибших сослуживцев. Которые сообщали, что во время похорон обнаружили у своих погибших родных признаки пыток и ножевые ранения. На суде они поддерживали мать Челаха и требовали полноценного расследования. Сам Владислав от своих подписанных показаний отказался и во время суда вернулся к прежней версии нападения на заставу. Однако все же получил пожизненное заключение.
Надо сказать, что Челах стал единственным обвиняемым после того, как дело взяло под контроль КНБ. Поэтому самой популярной неофициальной версией, поддерживаемой местным населением Алма-Атинской области, стала информация о том, что в охотничьем хозяйстве рядом с заставой отдыхали некие высокопоставленные лица. Там разгорелся конфликт, и первой жертвой стал как раз егерь. Пограничники стали свидетелями и вмешались в ситуацию, в результате чего сами были убиты по указанию высокопоставленных охотников. Сейчас, когда многие из тех, кто тогда вел следствие и запугивал Челаха, из-за январских событий сами находятся кто в отставке, кто под следствием, отсидевший 10 лет пограничник попробовал опять добиться справедливости. Сообщается, что к нему в колонию уже приезжал следователь Генпрокуратуры, которому он назвал некоторые имена и дал описание нападавших на заставу…
Дотошные казахстанские журналисты еще в 2012 году выяснили, что рядом с заставой «Арканкерген» находилось охотхозяйство «Тастау», которым на тот момент управлял Бигали Керимбаев, экс-сотрудник КНБ РК в звании полковника. Который к тому же руководил «Специальной военизированной охраной «Глобус», состоящей из бывших сотрудников КНБ, МВД и Минобороны. Среди его клиентов значились Министерство иностранных дел РК, посольства иностранных государств в Казахстане, «Шеврон Мунайгаз Инк.», Евразийский банк развития и так далее. При таких покровителях охотхозяйства пограничнику Челаху ждать справедливого суда и не стоило…