«Риск бедности в сложившихся условиях будет возрастать» Поделиться
Демографическая ситуация в России в последние годы признавалась всеми экспертами катастрофической. Прогнозы Росстата ежегодно показывают убыль населения. Как повлияют на и без того низкую рождаемость в стране мобилизация и отток мужчин призывного возраста за рубеж, «МК» выяснил у ведущих экспертов в области демографии.
Согласно предварительному прогнозу коэффициента рождаемости на 2022-2050 годы от Института демографии им. Вишневского ВШЭ, сейчас у нас на одну женщину приходится 1,49 детей, а в последующие годы этот показатель будет снижаться и к 2027 году упадет до 1,17.
– Само по себе число детей на женщину уже снижается в 2022 году, в 2023 году роста вряд ли следует ждать: стресс, снижение доходов, – высказал «МК» мнение доцент Института демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов. – Влияние мобилизации, которое мы увидим в самом конце 2023 года, неоднозначно; иногда возможен скачок (в ряде стран такое наблюдалось) – из-за роста зачатий от уходящих из семьи мужчин. Но не всегда и не везде. По нынешним условиям, нижний сценарий (коэффициент 1.17) может стать вполне реальным.
Ситуация в стране не улучшится точно, так как из экономики выбывает в случае мобилизации до 300 тысяч здоровых мужчин трудоспособного возраста. Объем миграции пока не считали, предварительные цифры сильно различаются. Восполнить такой резкий отток тяжело, разве что за счет временной трудовой миграции.
Здесь, кстати, возникает вопрос с беженцами с территории Украины и ДНР и ЛНР, которых к нам прибыло большое количество: где и как они трудоустроены? (на конец августа их было более 3,6 млн человек, – Авт.). И могут ли они заместить выбывших? В теории это и был бы необходимый резерв, но им еще надо уметь грамотно воспользоваться.
– За счет беженцев получится хоть немного увеличить рождаемость?
– Детей рождается меньше и по объективным причинам (небольшое число женщин репродуктивного возраста). Если среди беженок есть женщины репродуктивного возраста, и если они будут рожать сейчас, то получится. Вопрос, будут ли они сейчас это делать?
Но, если мы говорим не о числе детей, а о количестве детей на одну женщину, то вряд ли беженцы улучшат ситуацию. Сейчас, на мой взгляд, важно поддерживать семьи с детьми, у которых и так высокий риск бедности, а в сложившихся условиях он будет только возрастать. Единовременные пособия не будут являться выходом – поддержка должна быть постоянной.
Независимый демограф Алексей Ракша обрисовал нам печальную картину:
– У нас мужчин в возрасте от 19 до 35 лет 15 млн, и, допустим, если призовут даже полмиллиона, и часть из них погибнет (до 15-20% в худшем случае), то сама по себе их гибель существенно на рождаемости не скажется. А вот сам факт мобилизации, то есть отрыва от семьи, от женщин, немного скажется.
Есть и позитивный пример: во Вторую Мировую войну солдаты-американцы перед отправкой на фронт экстренно женились и зачинали детей. Но тогда были другие ценности, и сама атмосфера, как мне кажется, была иной. Кроме того, тогда в США наблюдался большой рост экономики после «великой депрессии». И рост рождаемости ещё до начала мобилизации был связан не с тем, что надо было срочно жениться перед фронтом, чтобы жены могли потом получить какие-то льготы, а именно из-за хорошей экономической ситуации.
Но то, что было в 40-е годы прошлого века, нельзя сравнивать с 20-ми годами этого века. Потому что сейчас другие ценности, другое распространение информации.
К концу года начнут сказываться последствия начала СВО 24 февраля, экстренного выезда первой волны, скачка инфляции в марте на 10%, и соответственно, падения доходов населения.
Я не верю Росстату, что у нас доходы упали на 1-2%. С марта произошло падение потребления на 8-10%. Вот я так примерно и оцениваю падение доходов населения. Это означает, что рождаемость вторых и третьих детей у нас упадет на эти самые 8-10%. Плюс к этому были с огромным опозданием продлены две замечательные программы – семейной ипотеки и госвыплаты 450 тыс. руб. за ипотеку для многодетных, которые должны были заканчиваться 31 декабря. Они были продлены только в июне, это очень поздно! Это приведет к обрушению рождаемости первых и третьих детей в январе-феврале, потому что за 7 месяцев невозможно родить ребенка. По-хорошему, эти программы должны быть бессрочными.
И все это еще на фоне того, что число женщин основного детородного возраста у нас пока ещё сокращается каждый год почти на 3%. С 2010 по 2030 год число потенциальных матерей в России сократится на 40%. Поэтому я считаю, что в ближайшие два года число родившихся в России станет рекордно низким за 200 лет».
А вот мнение председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова:
– В условиях катастрофической демографии трудно понять, как призыв 300 тыс. мужчин, которые не каждый год радуются первенцу, может повлиять на рождаемость, если вспомнить, что у нас на одну семью приходится в среднем за всю жизнь 1,5 ребенка. Скажем, в 1943 году после разгрома фашистов под Сталинградом у нас резко подскочила рождаемость, хотя это были тяжелейшие времена. Люди почувствовали, что в войне наступает перелом и забрезжила победа. Мне представляется, что на фоне происходящего сейчас будет незначительное снижение числа рождений, но это не тот вопрос, который можно как-то логически причинно-следственно обсуждать.
Что касается мер, то, как и прежде, нужно делать ставку на 3-4-детные семьи. И нужно рассуждать не с той точки зрения, что надо ждать окончания СВО и окончания санкций – и вот тогда мы приступим к улучшению демографии, это крайне неадекватная позиция. Наоборот, сегодня вопрос демографии – это вопрос жизнеутверждения. И поэтому сегодня, по моему убеждению, самое время для невероятно амбициозной и активной демографической политики государства.