Учителя оценили шансы школьников на экзаменах после дистанта
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев допустил снижение среднего балла ЕГЭ в ряде субъектов РФ. Наибольшее беспокойство у ведомства вызывают результаты экзаменов в регионах, где школьники длительное время учились на дистанте. Бьют тревогу и учителя. По мнению педагогов, в этом году школьники окажутся в неравных условиях на государственных экзаменах. Ведь пока дети в одних городах месяцами занимались по компьютеру из дома, ребята в других спокойно посещали уроки. Сами выпускники оценивают влияние удаленки на ЕГЭ неоднозначно. В то время как 39% школяров ждут негативных последствий на экзаменах, 18% уверены, что дистант, наоборот, окажет положительное влияние на итоговые баллы.
По словам главы Рособрнадзора, рост средних баллов ЕГЭ в этом году маловероятен. Скорее всего результаты будет сопоставимы с прошлогодними. Однако есть риск снижения баллов за экзаменах в регионах, где школьники длительное время учились в удаленном формате.
«Большие переживания насчет трех-четырех регионов, включая Москву, в которых дистант продолжался достаточно долго. В остальных субъектах, по результатам мониторинга министерства просвещения, полного локдауна практически нигде не было, школы не переходили на дистант. Локально, если в классе болел ребенок, то класс уходил на дистанционное обучение. Я думаю, что роста средних баллов не будет, примерно цифры будут соизмеримы с прошлым годом. По отдельным регионам, возможно, результаты будут ниже», — пояснил Музаев. При этом, по мнению главы Рособрнадзора, количество высокобалльников, несмотря на пандемию, скорее всего останется на прежнем уровне.
Тем временем, опрос, проведенный среди 11-классников показал, то 39% школьников полагают, что дистанционное обучение негативно скажется на результатах государственных экзаменов. При этом 18% ребят считают, что удаленка, наоборот, поможет им повысить итоговый балл, а 43% уверены, что пандемия и дистант не окажут никакого влияния на итоговые испытания.
Педагоги из регионов, где школьникам пришлось часть первого полугодия учиться на дистанте, считают, что удаленка неминуемо негативно скажется на результатах ЕГЭ для большинства ребят.
— Самое неприятное, что в этом году выпускники школ оказываются в еще более неравном положении, чем обычно, — считает Николай Александров, учитель математики из Нижнего Новгорода. – И дело не только в знаниях как таковых, но и в настрое, и моральном состоянии. Многие школьники после дистанта лишились мотивации, сильно упала их работоспособность, желание добиваться высокого результата во что бы ни стало. В регионах, где нормальная учеба сохранялась, таких проблем нет.
Естественно, в контексте удаленки в более выгодном положении внутри региона оказываются ребята, у которых была возможность заниматься с репетиторами очно. Они могли сразу же подтягивать темы, непонятые на дистанционных уроках. Бенефициарами удаленки стали и сильные, организованные дети, которые способны самостоятельно готовиться к экзаменам. У таких школьников за счет дистанта стало больше свободного времени для самоподготовки, и сейчас я вижу, что их знания по профильным предметам находятся на весьма приличном уровне. Остальные же 70-80 % выпускников, которым своеобразные «пинки» и организация со стороны педагогов необходима, серьезно поплыли. Скорее всего эта ситуация уже необратима, и баллы на экзаменах у многих ребят, к сожалению, снизятся.
Учителя отмечают, что вероятность снижения итоговых баллов на экзамене осознают и сами родители. Все больше взрослых в качестве отходного варианта стали рассматривать поступление своих детей в колледжи.
— В этом году хорошо сдать экзамены 11-классникам будет еще сложнее, чем в прошлом, — говорит учитель русского и литературы Анна Тарасова. – Прошлогодние выпускники всего два месяца провели на дистанте, и в таком положении оказались все российские школьники, а не отдельные регионы, как сейчас. Теперь же тем же ребятам из Москвы пришлось учиться удаленно еще три месяца.
За сентябрь и начало октября они только успели восстановить пробелы в знаниях, которые образовались весной, как пандемия снова отправила их в онлайн. Конечно, учителя сейчас делают все возможное, но у детей разная психика и способности. Далеко не все могут в бешеном ритме успешно усваивать все упущенное. К тому же, с этого года прилично выросли минимальные баллы за ЕГЭ, необходимые для поступления в вуз.
Таким образом, поступить даже на непопулярные направления на платной основе стало сложнее. В связи с этим часть родителей в моем классе уже готовятся к тому, чтобы рассматривать поступление ребенка в колледж, хотя еще в прошлом году они об этом даже не задумывались. Конечно, некоторые взрослые надеются, что ребята из регионов под влиянием пандемии будут чаще отказываться от поступления в московские вузы в пользу областных и конкуренция автоматически снизится, но я в этом сильно сомневаюсь.