Мужчины часто берут микрозаймы на духи, а потом не знают, как вернуть кредит Поделиться
Стереотип, будто неудачные подарки на 8 марта — это месть за 23 февраля, живет в нашем обществе давно. В феврале-марте 2023 года россияне приняли участие в социологическом опросе и рассказали, актуальны ли до сих пор шутки про носки, пену для бритья и сковородки, и на что готовы наши граждане, чтобы порадовать любимого человека хорошим подарком.
По данным опроса, в 2023 году мужчины стали чаще выбирать в качестве подарка дамам романтические поездки, ювелирные украшения и одежду. Например, продажи драгоценностей выросли в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, украшения нынче выбирают скромные: средний чек стал на 59% меньше — всего 4 460 рублей.
Эксперты отмечают, что вдвое выросли продажи одежды перед 8 марта, однако открытый вопрос: покупают ли мужчины подарки или же это сами женщины выбирают себе праздничные наряды? Примечательно, что средний чек на одежду достиг 18 382 рублей — почти на 65% больше, чем год назад.
Интересно посмотреть, какую именно одежду покупают. Так, перед 23 февраля выросли продажи домашних костюмов (+186%), носков (+145%) и свитеров (+61%). Перед 8 марта подскочили продажи нижнего белья (в 7 раз), пеньюаров (+258%) и корсетов (+191%). Это наводит на мысль, что подарить одежду на 8 марта — все-таки скорее эротический, нежели практический сюжет, в отличие от утилитарного «носочного» 23 февраля. Иногда женщинам выбирают в подарок кеды и сумки.
Спросом пользуются небольшие поездки выходного дня: обороты турагентств выросли более чем в 4 раза, но средний чек невелик — 16 тысяч рублей: это цена не полноценной путевки на курорт, а приятного уик-энда.
«Спрос на цветы высокий, как и всегда перед этим праздником. Средний чек в цветочных онлайн-магазинах увеличился на 9% и составил 4 918 рублей. Оборот вырос на 16%, количество продаж — на 7%. На цены могли повлиять изменения в логистических цепочках поставок. Чтобы немного сэкономить, 8 марта мужчины покупают сразу несколько букетов. Пользователи стали чаще покупать в подарок комнатные растения», — комментирует тенденцию представитель одной из популярных платежных онлайн-платформ.
Специалисты финансовой отрасли выяснили, что в 2023 году в преддверии женского праздника мужчины запрашивают займы в микрофинансовых организациях в среднем на 7400 рублей — на четверть меньше, чем годом ранее. Активнее всего за мини-кредитами на подарки обращались в 2020 году во время пандемии, тогда средний заем составлял 17 тысяч. Большая часть мужчин просит займы на самые простые подарки — цветы, конфеты, туалетную воду.
Ранее в беседе с корреспондентом «МК» эксперт финансового рынка Андрей Бархота объяснял, что спрос на микрозаймы — это тревожный маркер нашего общества, который сигнализирует об ухудшении уровня жизни. По словам эксперта, чаще всего средний чек микрозайма — от 10 до 50 тысяч. Это не деньги на серьезные покупки, это классическое «занять до зарплаты». При этом микрозаймы обходятся дороже, чем кредиты: вплоть до 365% годовых.
Если ситуация сложная, то от подарка, купленного на кредитные деньги, лучше воздержаться, убеждена психолог Анастасия Александрова:
– Я не могу представить себе ситуацию, в которой нужно было бы брать микрозаем на подарок к 8 марта. В последние годы этот праздник — скорее формальный, и он предусматривает милые знаки внимания, а не шикарные подарки. Если вы не можете позволить себе большой букет цветов, лучше придумать другой способ поздравить даму — например, принести завтрак в постель или устроить интересный недорогой досуг. Да, ваша дама получит украшение или дорогую сумочку, порадуется ей пару дней, а потом несколько месяцев будет наблюдать раздраженного и напряженного мужчину, думающего, как вернуть кредит. Это не стоит того! Женщина, которая бережно относится к своему мужчине, не желает подарка такой ценой.
Отдельный вопрос — поздравления в корпоративном кругу. Примерно три четверти респондентов ответили, что в их коллективе принято поздравлять коллег с 23 февраля и с 8 марта. Среди самых уместных подарков они чаще всего называли угощения и сладости (49%), цветы (46%) и сертификаты в магазины (41%). В пятерку вошли тематические сувениры (26%) и открытки (17%).
Антирейтинг подарков от коллег возглавили носки и белье (60%). Далее идут одежда и обувь (36%), наборы для ванны и душа (35%). Большинство опрошенных считают неуместными и бесполезными подарками алкоголь (27%) и купоны на скидки в магазинах (23%).
Женщины назвали неуместным подарком парфюмерию и косметику. По словам опрошенных, такие вещи желательно выбирать себе самостоятельно, а не получать «кота в мешке». В топ-5 косметических подарков входят наборы для ухода за кожей рук, массажеры для лица и молочко для тела.
— Решить эту проблему легче легкого: подавляющее большинство магазинов предлагает подарочные сертификаты. Если в коллективе принято считать, что женщинам надо дарить косметику, лучше подарить сертификат на ее покупку. Он не останется невостребованным: как минимум шампунь и крем для лица купит себе любая, – рассуждает в разговоре с корреспондентом «МК» маркетолог Снежана Гурьева. — Кстати, такие подарки «любят» и торговые сети: тем, кто придет сразу за десятком сертификатов на коллектив, охотно предоставят скидку. Почему? Компаниям это выгодно. Практика показывает, что хотя бы 1-2 женщины обязательно забудут про подарочный сертификат, а деньги за него уже заплачены. Получается, магазин имеет прибыль за «воздух».
Интересно, что в определении удачного подарка представители обоих полов совпали: и мужчинам, и женщинам хотелось бы получить на 23 февраля или 8 марта праздничный обед и премию от работодателя.