Сначала были виноваты арабы, потом — дети, но исследования это не подтвердили
В Израиле, где власти еще весной сообщали о полной победе над COVID-19, зафиксирован феноменальный всплеск заболеваемости. Ежедневное число инфицированных коронавирусом достигает рекордных показателей, растет смертность. Специалисты связывают печальную статистику со снижением эффективности применяемых в стране вакцин и распространением штамма «Дельта». О эпидемиологической ситуации в стране и ошибках, допущенных в борьбе с COVID-19, рассказал корреспондент mkisrael.co.il Александр Розензафт.
«Никто не понимает причин такого взрывного роста количества заболевших в Израиле, — комментирует «МК» Александр Розензафт. – Поэтому можно только надеяться, что спустя время какие-то предположения будут подтверждены или наоборот опровергнуты. Сегодня многие специалисты по COVID-19 оказались профанами. Потому что, если бы они точно знали причины подобной ситуации, то понимали бы, как правильно действовать.
Ставка на ревакцинацию, когда практически больше трети жителей страны не привиты, выглядит по меньшей мере странно. Если вначале говорили, что на каком-то этапе она будет релевантной для людей пожилого возраста и тех, кто страдает тяжелыми хроническими заболеваниями, то сейчас речь идет уже о поголовной ревакцинации.
Если говорить о реальных и конкретных причинах, которые могли привести к рекордной вспышке COVID-19 в Израиле, то это прежде всего отсутствие дополнительных мер по профилактике заболевания.
Успокоенность тем, что страна чуть ли не первая в мире «вакцинировала практически все население» (хотя в действительности это оказалось не так — сейчас привиты 64,38 % израильтян, две дозы получили 58,99%), а сама вакцина дает мощную защиту в 90–95%, оказалась всего лишь пшиком. Сегодня значительное число дважды вакцинированных израильтян находятся в тяжелом состоянии в больницах, а эффективность препарата от COVID-19 составляет не более 40%».
Наш израильский собеседник подчеркнул, что самый важный фактор, способствующий провалу Израиля в борьбе с коронавирусом, связан с «убаюкиванием» людей. По его словам, та кампания вакцинации, которая объявляла, что прививка – чуть ли не панацея от опасного заболевания, а все, кто ее получат, будут счастливы и гарантированно здоровы, с треском провалилась. Люди, поверив этим обещаниям, перестали соблюдать социальную дистанцию и превентивные меры защиты от вируса, в том числе масочный режим.
«Масочный режим сейчас тоже частичный, — продолжает Александр Розензафт. – До сих пор правительство не может призвать народ носить маски, как это было год назад. Здравый смысл подсказывал уже спустя неделю после того, как в некоторых израильских городах начались вспышки индийского штамма коронавируса, что необходимо вводить жесткие ограничения. Но власти тянули до последнего, говоря, что ситуация под контролем.
В результате мы видим высокую смертность, а количество зараженных превышает те уровни, которые были в начале эпидемии. В четверг, 2 сентября, было зафиксировано свыше 13 тысяч новых случаев инфицирования, почти 30 пациентов умерли.
Кроме того, в больницах пропали некоторые лекарства. Недавно израильский Минздрав объявил о всеобщем дефиците препарата, который применялся при лечении пациентов с тяжелыми формами коронавируса. В Израиле его также оказалось недостаточно, а ближайшая поставка будет только в декабре. Можно сделать вывод, что медицина в этой ситуации оказалась совершенно неподготовленной.
Не исключено, что при использовании вакцин могли быть допущены технологические нарушения. Хотя сейчас это активно опровергается чиновниками здравоохранения. Мы знаем, что требования к использованию препарата от COVID-19 очень жесткие. Первоначально говорилось, что он должен храниться при температуре минус 70 градусов, и есть какое-то очень ограниченное время для его использования. Учитывая всеобщий пофигизм в Израиле, возможно, что в технологии вакцинации могли быть допущены ошибки, что и привело к таким печальным последствиям.
Более того, результат вакцинирования препаратом Pfizer в Израиле не совпадает с результатами других стран. Еще нигде эффективность этой вакцины не снижалась до 40%, по-прежнему называются те же 70–80%. Связано ли это с тем, что в Израиле распространяется более опасный штамм коронавируса – не думаю. Ведь сейчас повсюду бушует «дельта» — индийская мутация COVID-19».
Журналист опроверг сообщения о том, что заболеваемость в Израиле главным образом фиксируется среди арабов и евреев-ультраортодоксов, которые по религиозным убеждениям отказываются вакцинироваться.
Так, несколько недель назад издание Times of Israel писало, что на фоне вспышки варианта коронавируса Дельта остаются невакцинированными сотни тысяч представителей арабского сообщества — треть всех израильских арабов, имеющих право на вакцину, не сделали прививку. Официальные лица говорят, что многие из тех, кто избегает укола, руководствуются либо простой апатией, либо теориями заговора против вакцинации, которые укоренились среди арабов-израильтян.
А на днях другое издание, Haaretz, со ссылкой на данные израильского минздрава сообщило, что около 20 процентов всех диагностированных в Израиле случаев COVID-19 приходились на ультраортодоксальных евреев. Тогда как за три недели до этого ультраортодоксы составляли 10 процентов заболевших коронавирусом в стране.
Как пишет The Jerusalem Post, со ссылкой на чиновников, поскольку уровень инфицирования в ультраортодоксальном сообществе отстает от общего населения страны примерно на два месяца, можно ожидать, что в ближайшие недели показатели заболеваемости вырастут.
По мнению же нашего собеседника, можно как угодно трактовать события, потому что цифры имеют способность переставляться, однако сумма слагаемых при этом никак не меняется.
«Сегодня чиновники здравоохранения в Израиле уже говорят, что главные виновники роста заболеваемости коронавирусом – это подростки, не получившие вакцину, — добавил Александр Розензафт. – Крайними теперь в этой статистике делают не хасидов и арабов, а детей. До этого специалисты уверяли, что для них вирус опасности не представляет. Конечно, этот факт переставляет все с ног на голову. При этом перед 1 сентября была предпринята попытка детально разобраться, правда это или нет. Специалисты решили провести серологические тесты, чтобы посмотреть, у кого из детей есть антитела, и понять, кто из них уже переболел.
Проводилось это исследование в течение нескольких дней. Во-первых, это был неимоверный бардак. Скопление людей на этих пунктах было такое, что их вполне могли назвать точками распространения эпидемии. Туда приходили не только дети, но и их родители.
Чиновникам здравоохранения не удалось организовать нормальную кампанию без очередей и с соблюдением социальной дистанции. Поэтому буквально через несколько дней ее прикрыли, объяснив это тем, что такие тесты себя не оправдывают. К тому же они дали результаты, которые никто не ожидал. Среди тех детей, которых все-таки успели протестировать, только около 15% имели антитела. То есть утверждение о том, что дети могут переболеть скрытно, не подтвердилось».